Ламаистские школы


Ламаистские школы
   — религиозные учебные заведения, как правило, при монастырях, готовившие лам - духовных наставников и руководителей, помогающих советами, совершающих различные обряды и оберегающих дом верующего от беды. Длительность и содержание обучения зависели от того, какого иерархического уровня лам готовила школа. До поступления в монастырь ок. 1 года обучение грамоте, начальным культовым обрядам и молитвам проводилось ламой в семье. В 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем в начальной религиозной школе совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т.н. пять малых предметов). Давалось также представление и о "пяти больших предметах" - языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс обучения. Способные ученики после окончания начального обучения в возрасте 15- 20 лет распределялись в монастырские школы - дацаны, представлявшие среднюю ступень образования лам. В них изучалась религиозно-философская система буддизма. Дацанские школы делились на три класса: низший (5 лет; изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма), средний (5 лет) и старший (4 года), включавшие изучение религиозной философии и канона монашеской дисциплины. После окончания средней ступени обучения выпускники могли поступать в высшую религиозно-философскую школу, где в течение 7 лет повторялось и углублялось ранее пройденное. Окончившие её получали право поступить на богословские или философские факультеты при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10-15 лет всему курсу наук и мистической философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для "достижения состояния Будды". Выпускники в возрасте 50- 60 лет получали высшие учёные степени.
   В России первая высшая Л.ш. создана в середине 19 в. при Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Агинский Бурятский национальный округ в Читинской области). Л.ш. продолжительное время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразовательной сети в этом регионе, а также в силу влияния религиозных и культурных традиций. Ряд Л.ш. функционирует и в 20 в. в Тибете и других районах распространения.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131-132)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Ламаистские школы" в других словарях:

  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ — институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КАЛМЫКИЯ — Республика Калмыкия Хальмг Тангч, входит в Рос. Федерацию. Пл. 75,9 тыс. км2. Нас. 323 тыс. чел. (1989). Столица Элиста. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 786 чел. с высшим и средним (полным и неполным)… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • НЕПАЛ — Королевство Непал, гос во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица Катманду До сер. 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к рые содержались …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Монастыри — (от греч. monastērion келья отшельника)         в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав).          Древнейшие М. возникли в Буддизме в середине 1 го тыс. до н. э. в Индии.… …   Большая советская энциклопедия

  • МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) гос во в Центр. Азии; граничит с СССР (на С.) и КНР (на К)., З. и В.). Площ. 1565 тыс. км 2. Нас. 1120 тыс. чел. (1966). Св. 90% населения монголы, остальные казахи, тувинцы, китайцы и др. Столица Улан Батор. В адм …   Советская историческая энциклопедия

  • ЛАМАИЗМ — – форма позднего буддизма, которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою… …   Философская энциклопедия

  • ламаизм в туве — региональная форма ламаизма, сложившаяся на территории Тувы в 18 19 вв.Знакомство тувинцев с буддизмом произошло в13 14 вв., когда Тува входила в состав Монг. империи. Самые ранние будд., обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются 13 …   Буддизм

  • АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — субъект Российской Федерации. Территория: 19 тыс. кв. км. Центр: пос. городского типа Агинское (9,4 тыс. чел. 1999). География: округ находится в центре юго вост. части Читинской обл., в пределах юго вост. Забайкалья. Он занимает лесостепную и… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.